Уважаемые родители!
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
В связи с тем, что с 1 сентября учебного года в четвертых классах планируется изучение общероссийского комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», просим Вас совместно с Вашим ребенком выбрать один из модулей курса: «Основы мировых религиозных культур», «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики». Результат Вашего выбора просим оформить письменным заявлением.
Цель учебного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модуль «Основы православной культуры»
Основные задачи учебного курса:
- Дать уч-ся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях;
- Сформировать у уч-ся нравственный идеал православной веры;
- Показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры;
- Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщить знания, понятия, представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на ступени основной школы, гуманитарных учебных предметов;
Результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России;
- Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
- Формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов;
- Приобщение к культурным отечественным традициям;
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- Воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,организации учебной деятельности, постановки цели, лпанирования. Самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- Развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Признавать право другого человека на иное мнение;
- Формирование умений работать в группе с выполнение различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
- Овладение ценностными установками и знаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, знание нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- Овладение основными понятиями религиозной культуры;
- Ознакомление с понятиями христианства и православия, с историей христианства и историей православия в России;
- Ознакомление с главными православными праздниками;
- Формирование представления о Русской Православной Церкви, Таинствах Церкви;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Воспитательные результаты курса:
Изучение курса ОРКСЭ (основы православной культуры) в нашей школе осуществляется третий год.Можно сделать уже некоторые выводы:
- Дети «размышляют», «задумываются» прежде чем вынести свое суждение или оценку; задают вопросы, проявляют неравнодушие к происходящему разговору.
- Нет конфликтов на национальной религиозной почве, учащиеся с удовольствием принимают участие в праздниках по курсу ОРКСЭ.
- Ребята становятся терпимее друг к другу, уменьшается число конфликтов между детьми.
- На уроках ОРКСЭ создаются условия для развития метапредметных навыков, учащиеся создают проекты и другие творческие работы, много рисуют.
- Курс дает возможность чаще общаться с родителями, поскольку домашнее задание заключаются именно в обсуждении многих вопросов по основам православия.
- Дети более осознанно стали относиться к своему поведению и поведению других людей. Умеют анализировать поступки и четко представляют грань между «хорошо» и «плохо».
- Дети проявляют интерес к истории своей семьи, к религиозной культуре.
- Развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Научились оценивать свои поступки и поступки других, сопереживать, сострадать. Урок способствует развитию речи учащихся, формирует мировоззрение, целостное восприятие истории и культуры в соответствии с возрастом. Больше интерес стал проявляться к познанию самого себя, внимательнее стали по отношению друг к другу.
- Основы православия дают прекрасную возможность воспитывать чувство патриотизма на примере героев – воинов, которые прославлены в лике святых это: Александр Невский, Федор Ушаков, Дмитрий Донской и т.д.
- И красной нитью через весь курс формируется понимание любви.
- ЛЮБОВЬ – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины.